Профилактика правонарушений, связанных с хищениями, совершенными с использованием информационно-телекоммуникационных технологий
Профилактика правонарушений, связанных с хищениями, совершенными с использованием информационно-телекоммуникационных технологий
Сеть Интернет, являясь крупнейшим средством обмена информацией, в то же время порождает возможность осуществления противоправных деяний, связанных с использованием информационных технологий. Новые технологии все чаще выступают средством совершения самого широкого круга преступлений. Наиболее распространены хищения денежных средств, мошенничества, кражи с банковского счета и иные преступления.
Предупреждение преступлений — приоритетное направление правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью. Одним их направлений по предупреждению и пресечению преступлений, совершенных с использованием ИТТ является просвещение и обучение населения, в том числе финансовой грамотности, в целях снижения у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств (п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»).
Несмотря на реализуемый комплекс мер и мероприятий по профилактике дистанционных хищений, организованная система по применению непроцессуальных форм профилактического воздействия, направленная на повышение уровня осведомленности граждан о наиболее распространенных способах дистанционных хищений, недостаточно эффективна. К сожалению, продолжает фиксироваться рост регистрации преступлений, совершенных с использованием информационно – телекоммуникационных технологий (Справочно: в 2021 году возбуждено 22 626 уголовных дел; в 2020 году — 20 806). В ходе допросов участников уголовного процесса установлено, что граждане в достаточной степени не информированы о наиболее распространенных и новых способах дистанционного хищения денежных средств.
Существует множество способов дистанционного изъятия денежных средств у граждан. Условно их можно разделить на две большие группы: контактные и бесконтактные.
Как правило, при совершении хищений денежных средств граждан дистанционным способом применяются средства связи – мобильные телефоны, либо Интернет — ресурсы.
Анализ рассматриваемой категории преступлений показывает, что подавляющее большинство дистанционных хищений совершаются с помощью так называемых методов «социальной инженерии». Обман, игра на чувствах, шантаж — типичные и широко известные способы манипуляции, с помощью которых преступник завладевает конфиденциальными сведениями о банковских картах, расчетных счетах (их номерах, данными владельцев, сроке действия, CVV/CVN-коде).
При совершении преступлений дистанционным способом преступники используют различные поводы, чтобы завладеть конфиденциальной информацией.
Вот лишь некоторые из них:
- «Ваш родственник, либо близкий человек попал в беду»,
- «Ваша организация будет подвергнута проверке компетентными органами»,
- «С Вашего банковского счета происходят операции по списанию денежных средств»,
- «Вам ошибочно переведены денежные средства»,
- «Вы участвуете в акции и выиграли приз»,
- «Положи мне на телефон деньги, не могу до тебя дозвониться»,
- «Переведите предоплату в счет подтверждения покупки товара»,
- «Я готов приобрести у Вас товар и перечислил денежные средства, верните их, изменились обстоятельства»,
- «Ваш почтовый ящик заблокирован, срочно пройдите по ссылке»,
- «Вам положена компенсация за лекарства»,
- «Ваши инвестиции в наш бизнес — гарантия отличного дохода»,
- «Вы можете предупредить преступление, сообщите свои данные» и другие.
Чтобы избежать негативных последствий для себя и своих близких, в особенности несовершеннолетних, необходимо быть предельно бдительными и помнить основные правила безопасного поведения и общения посредством информационно-телекоммуникационных технологий.
Ниже публикуем профилактическую памятку: как противостоять угрозе киберпреступности, в которой освещены способы профилактики преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Памятка о том, как не стать жертвой кибермошенников.
- Как защитить свой компьютер от вредоносных программ.
Вредоносные программы способны самостоятельно, то есть без ведома владельца компьютера, создавать свои копии и распространять их различными способами. Подобные программы могут выполнять самые разнообразные действия: от вполне безобидных «шуток» (типа «гуляющих» по монитору картинок) до полного разрушения информации, хранящейся на дисках компьютера.
Рекомендации по обеспечению безопасной работы в Интернете:
- Установите современное лицензионное антивирусное программное обеспечение. Регулярно обновляйте антивирусные программы либо разрешайте автоматическое обновление при запросе программы
- Устанавливайте новые версии операционных систем и своевременно устанавливайте обновления к ним, устраняющие обнаруженные ошибки. Помните, что обновления операционных систем разрабатываются с учётом новых вирусов
- Никогда не устанавливайте и не сохраняйте без предварительной проверки антивирусной программой файлы, полученные из ненадежных источников: скачанные с неизвестных web-сайтов, присланные по электронной почте, полученные в телеконференциях. Подозрительные файлы лучше немедленно удалять
- Регулярно выполняйте резервное копирование важной информации. Подготовьте и имейте в доступном месте системный загрузочный диск. В случае подозрения на заражение компьютера вредоносной программой загрузите систему с диска и проверьте антивирусной программой
- Используйте сложные пароли, не связанные с вашей жизнью
- Расширение файла – это важно! Особую опасность могут представлять файлы со следующими расширениями: *ade, *adp, *bas, *bat; *chm, *cmd, *com, *cpl; *crt, *eml, *exe, *hlp; *hta, *inf, *ins, *isp; *jse, *lnk, *mdb, *mde; *msc, *msi, *msp, *mst; *pcd, *pif, *reg, *scr; *sct, *shs, *url, *vbs; *vbe, *wsf, *wsh, *wsc.
- Рекомендации о том, как уберечься от мошенничества с банковскими пластиковыми картами.
- Никому и никогда не сообщать ПИН-код карты
- Выучить ПИН-код либо хранить его отдельно от карты и не в бумажнике
- Не передавать карту другим лицам – все операции с картой должны проводиться на Ваших глазах
- Пользоваться только банкоматами не оборудованными дополнительными устройствами
- По всем вопросам советоваться с банком, выдавшим карту
- Регулярно проверяйте состояние своих банковских счетов, чтобы убедиться в отсутствии «лишних» и странных операций
- Поставьте лимит на сумму списаний или перевода в личном кабинете банка
- Насторожитесь, если от вас требуют немедленных действий или представляется чрезвычайная ситуация. Это тоже может быть мошенничеством. Преступники вызывают у вас ощущение тревоги, чтобы заставить вас действовать быстро и неосмотрительно
- Если Вы утратили карту, срочно свяжитесь с банком, выдавшим её, сообщите о случившемся и следуйте инструкциям сотрудника банка
- Рекомендации о том, как уберечься от телефонных sms-мошенников
Мошенники знают психологию людей. Они используют следующие мотивы:
- Беспокойство за близких и знакомых.
- Беспокойство за свой телефонный номер, счёт в банке или кредитную карту.
- Желание выиграть крупный приз.
- Любопытство – желание получить доступ к SMS и звонкам других людей
Наиболее распространенные схемы телефонного мошенничества:
— Обман по телефону: требование выкупа или взятки за освобождение якобы из отделения полиции знакомого или родственника.
— SMS-просьба о помощи: требование перевести определённую сумму на указанный номер, используется обращение «мама», «друг», «сынок» и т.п.
— Телефонный номер — «грабитель»: платный номер, за один звонок на который со счёта списывается денежная сумма.
— Выигрыш в лотерее, которую якобы проводит радиостанция или оператор связи: Вас просят приобрести карты экспресс-оплаты и сообщить коды либо перевести крупную сумму на свой счёт, а потом ввести специальный код.
— Простой код от оператора связи: предложение услуги или другой выгоды – достаточно ввести код, который на самом деле спишет средства с Вашего счёта.
— Штрафные санкции и угроза отключения номера: якобы за нарушение договора с оператором Вашей мобильной связи.
— Ошибочный перевод средств: просят вернуть деньги, а потом дополнительно снимают сумму по чеку. Услуга, якобы позволяющая получить доступ к SMS и звонкам другого человека.
Рекомендации:
- Не общайтесь с посторонними людьми по телефону и не сообщайте номера своих банковских карт, коды доступа, смс — сообщения которые поступают к вам на телефон.
- Перед тем как перевести денежные средства на номер сотового телефона лица, которое сообщает Вам, что он Ваш родственник и попал в трудную ситуацию – свяжитесь с родственниками по достоверно известным Вам телефонам и уточните информацию
- Если Вам сообщили, что Ваша карта заблокирована обращайтесь в отделение банка оператору, не выполняйте указания человека представившегося оператором.
- По возможности не используйте телефон, на котором подключено приложение «Мобильный банк», так как Ваш телефон может быть заражен вирусом, который в дальнейшем без Вашего ведома переведет денежные средства с банковской карты на чужой счет.
|